понедельник, 30 августа 2010 г.

Дэвид ДЖОНСОН: США не будут поставлять в Кыргызстан оружие

 9 августа
Эксклюзивное интервью


В минувшие выходные Кыргызстан с рабочим визитом посетил помощник государственного секретаря США по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических веществ и правоохранительной деятельности Дэвид Джонсон. Он дал “Вечернему Бишкеку” эксклюзивное интервью.

— Цель вашего визита, с кем вы встречались и какие вопросы обсудили?
    — Я встретился с министрами юстиции и внутренних дел, а также с представителями Центра ОБСЕ в Бишкеке.
    Мы обсудили широкий круг вопросов касательно того, какие программы содействия можно запустить в республике до выборов и в поствыборный период, рассмотрели области, где мы могли бы оказать помощь для дальнейшей демократизации Кыргызстана.
    Мы также обсудили вопрос о прибытии консультативных полицейских сил ОБСЕ и поддержке, которую США оказывают этой миссии. На наш взгляд, эта группа должна быть направлена в Кыргызстан как можно раньше.
    Кстати, по пути в Кыргызстан я провел переговоры с руководством ОБСЕ в Вене. Встретился с генсеком ОБСЕ Марком Переном де Бришамбо, постоянным представителем Казахстана при ОБСЕ Кайратом Абдрахмановым и другими официальными лицами. Тематика встреч была посвящена Кыргызстану.

— Как вы оцениваете состояние правоохранительных органов Кыргызстана, справляются ли они с ситуацией на юге республики? В обществе возникает очень много вопросов касательно их эффективности, особенно на юге страны.
    — У нас установилось долгосрочное партнерство с кыргызскими правоохранительными органами, и мы продолжаем оказывать поддержку посредством проведения тренингов, предоставления оборудования.
    На протяжении последних нескольких месяцев они столкнулись с очень серьезными трудностями и вызовами и находятся в постоянном стрессе. Президент вашей страны сделала заявление, в котором признала наличие фактов участия некоторых элементов из числа органов, обеспечивающих правопорядок и безопасность, в неправомерных мероприятиях, которые нарушали права человека.
    Но все равно мы рассматриваем органы правопорядка и безопасности республики в качестве партнеров, с которыми хотели бы продолжить дальнейшее сотрудничество для повышения их потенциала и оказать техническую и иную помощь.

— А какие именно проблемы есть у наших силовиков? Проще говоря, что является ахиллесовой пятой нашей правоохранительной системы?
    — Я имел в виду события, происшедшие на юге страны, и реакцию органов правопорядка и безопасности на эти события. Думаю, что постоянное повышение их уровня профессионализма, построение институтов правопорядка повысили бы их подотчетность перед народом, который они защищают.
    В скором времени сюда приедет оценочная группа, которая поможет местным силовикам улучшить качество их работы. Для этого нужно вести работу с населением, то есть сделать так, чтобы правоохранительные органы могли стать “интерактивными” партнерами народа, безопасность которого они обеспечивают.

— Как именно вы можете помочь силовикам, кроме реализации образовательных программ? Возможна ли поставка оружия и спецсредств?
    — Основываясь на нашем опыте, мы считаем, что перед тем как предоставить оборудование, необходимо провести соответствующее обучение. Но, несмотря на это, США уже в ближайшее время планируют передать правоохранительным органам 25 автомобилей, 3 кареты “скорой помощи” и 300 раций. Эта техника поможет перед выборами повысить мобильность милиции и обеспечить оперативной связью.
    А в дальнейшем мы рассматриваем более широкие возможности, которые помогут новому правительству в реформировании и повышении уровня профессионализма органов правопорядка и безопасности. В этом смысле поставки оружия не запланированы.

— В Кыргызстане некоторые силы выступают против введения консультативных полицейских сил ОБСЕ на юг республики. Они говорят, что это повлечет развитие событий по косовскому сценарию. Каково ваше мнение на этот счет?
    — Я считаю, что это ошибочное утверждение. Консультативные полицейские силы предназначены для помощи своим местным коллегам. А их присутствие вызовет у народа Кыргызстана чувство повышенной безопасности, особенно перед выборами. И поэтому мы считаем, что сотрудники ОБСЕ смогут сделать вклад в установление стабильности, безопасности и единения в Кыргызстане, и никак иначе.

— Некоторые эксперты считают, что консультативные полицейские силы будут участвовать в международном расследовании. А его итоги могут дать повод для того, чтобы ввести какие–то миротворческие силы и отторгнуть южные регионы.
    — Повторюсь: это ошибочное утверждение. Участие в ходе расследования не является целью прибытия сюда полицейских сил ОБСЕ. Они являются группой наблюдателей, которая будет помогать сотрудникам местных правоохранительных органов своими советами и знаниями. Мы ожидаем, что они помогут силовым структурам обеспечивать безопасность для всех этнических групп и защищать их права.

— А кто окажется в составе консультативных полицейских сил ОБСЕ? Местные политики говорят, что они не знают особенностей местной культуры, менталитета и поэтому бесполезны. Будут ли в составе сил российские граждане или граждане стран СНГ? Кто будет определять состав группы?
    — Состав в данный момент формируется ОБСЕ в Вене. Группа будет широкой и разнообразной по составу, и я уверен, что в нее войдут и представители от Российской Федерации. Хотя в группе не будет граждан Кыргызстана, тем не менее в нее войдут высококлассные и профессиональные эксперты, которые имеют опыт работы в стрессовых ситуациях. И мы уверены, что полицейские ОБСЕ смогут сделать положительный вклад в стабилизацию ситуации на юге республики.

— Смогут ли местные милиционеры обеспечить своим коллегам из ОБСЕ личную безопасность в чрезвычайной ситуации? Была информация о том, что представители ОБСЕ будут безоружными и не станут вмешиваться в местные разборки. Предусмотрен ли механизм их эвакуации, если случится ЧП?
    — Это достаточно важный вопрос, и тема обеспечения безопасности членов консультативных полицейских сил будет рассматриваться ОБСЕ. Но в то же время хочу подчеркнуть, что они являются консультативными полицейскими силами и будут постоянно находиться рядом с милиционерами, и я думаю, что это в какой–то мере обеспечит их безопасность.
    Хотел бы добавить, что представители США тоже войдут в состав группы, мы уже представили кандидатуры нескольких высококвалифицированных специалистов.
    Сейчас мы вместе с ОБСЕ и кыргызскими властям разработаем механизмы обеспечения их безопасности.

— Создается впечатление, что ОБСЕ проигрывает PR– войну. Ведется ли какая–то разъяснительная работа среди местного населения о безопасности введения консультативных полицейских сил ОБСЕ? Недостаток информации в какой–то мере подпитывает негативное восприятие миссии этой организации со стороны населения.
    — Я, к сожалению, не знаю, как интерпретировать мотивацию некоторых людей, которые проводят кампании против ввода консультативных полицейских сил ОБСЕ. Но я бы сказал, что в подобных ситуациях очень важно иметь постоянный и активный обмен информацией с населением.
    Надеюсь, что народ будет приветствовать и оказывать поддержку миссии ОБСЕ. Мы ожидаем, что консультативные полицейские силы сыграют положительную роль в работе с населением как по повышению уровня профессионализма органов правопорядка и безопасности, так и в защите прав человека. В этой системе координат население республики должно стать частью системы обеспечения общественной безопасности.
    Я хотел бы подчеркнуть, что мой визит в Кыргызстан является только одним из элементов поддержки США по дальнейшему развитию институтов демократии вашей страны. Мы надеемся на дальнейшее развитие сотрудничества в этом направлении.

личное дело
    Дэвид Джонсон, уроженец штата Джорджия, поступил на дипломатическую службу в 1977 году. C мая 2002 по июль 2003 года работал координатором от США по делам Афганистана.
    До этого с января 1998 по декабрь 2001 года Джонсон занимал должность посла США в ОБСЕ. С 1995 по 1997 год он работал заместителем пресс–секретаря по внешним связям в Белом доме и официальным представителем Совета по национальной безопасности.
    Он занимал ряд должностей в системе Госдепа, включая пост заместителя официального представителя и директора пресс–службы, генерального консула в Ванкувере и заместителя директора оперативного центра государственного департамента.
    Он также занимался вопросами европейской безопасности и работал куратором по связям с Германией, Австрией и Швейцарией, советником по экономическим вопросам в посольстве США в Берлине и вице–консулом в Сьюдад–Хуаресе (Мексика).
    До поступления на дипломатическую службу господин Джонсон работал помощником инспектора государственных трастовых компаний в управлении контроля за денежным обращением при казначействе США.
    В 1976 году Джонсон получил степень бакалавра по экономике в университете Эмори (Emory University), а также посещал Национальный военный колледж Канады в 1989–1990 годы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий